Статьи
Чтобы жить здоровым, надо, во-первых, здоровым родиться и, во-вторых, здоровым вырасти. И тогда можно жить до глубокой старости. И не просто жить биологически, но жить активно, иметь смысл и радость жизни. В этом суть успехов современной цивилизации - убежден профессор Университетской клиники имени Гете (ФРГ), д.м.н. Валентин Герайн.
Доктор Герайн, отец шестерых детей, является выходцем из Карагандинского медицинского университета, еще в студенческие годы участвовал в разработке препарата, находящегося сегодня на вооружении всех армий мира, и является тем чудо-доктором, который по заданию немецкого правительства спасал детей, пострадавших от чернобыльской катастрофы, и открывал на постсоветском пространстве десятки детских клиник по лечению рака и болезней крови у детей и подростков.
- Современный человек часто болеет. Мы упускаем что-то важное еще в детстве?
- В настоящее время в Западной Германии живет свыше 10 000 человек в возрасте 100 лет и старше, которые работают и платят налоги. Естественно, окружающая среда, состояние социальной сферы, экономического положения государства – это неотъемлемые факторы, которые предопределяют здоровье нации.
В старину, когда родители подбирали молодому человеку будущую жену, а девушке – будущего мужа, это, видимо, было не совсем неправильно, как мы сегодня считаем. Любовь нужна, но при создании здорового союза стоит учитывать и многие другие факторы, связанные, в первую очередь, с состоянием здоровья партнеров. Важно строить семью, когда вы получили образование, имеете экономическую основу, у вас есть определенный кругозор… Тогда семья крепкая и здоровая.
- Когда человек встал на ноги, ему уже не меньше тридцати лет. Не поздновато для рождения здорового ребенка?
- Самый плодотворный репродуктивный возраст женщины – от 18 до 32-36 лет.
Несомненно, рождение ребенка в этот период при прочих положительных условиях является наиболее правильным. Но, с другой стороны, совсем не обязательно, чтобы восемнадцатилетний женился на восемнадцатилетней. Сегодняшний мир открыт во всех направлениях. Зрелый мужчина может брать в жены молодую женщину и, напротив, женщина может иметь более молодого партнера. Тем не менее, наша цивилизация все еще очень бедна детьми. Мы решаем эту проблему с помощью науки. И, рано или поздно, придем к моменту, который в биологии не предусмотрен и станет эволюцией. Дети будут не вынашиваться матерью, а расти в искусственных условиях.
- Как вспомогательные репродуктивные технологии сделают наших детей здоровее?
- Они будут помещены в идеальные условия и не подвержены негативному влиянию внешней среды. Первый шаг уже сделан. Им стало экстракорпоральное оплодотворение с последующей пересадкой эмбриона в подготовленный материнской орган – матку. Сейчас это, можно сказать, рутинная процедура. Не исключено, что через пару десятков лет мы будем иметь искусственные условия развития эмбриона с искусственной плацентой. Сделать это сегодня не позволяют механизмы развития плода, заложенные природой. Открытием последних лет стал факт: трофобласт плаценты, до двадцатой недели беременности включительно, выполняет функцию гипотолямо-гипофизарной системы, то есть, если ребенок рождается до двадцатой недели, у него отсутствуют эти механизмы и поэтому он не жизнеспособен. А, начиная с двадцатой недели, в принципе, эти структуры есть, но, выражаясь языком компьютерных технологий, к ним еще мало подведено «электричества», не подключен «Интернет», но уже начинается их «прозванивание».
На двадцать четвертой неделе дети выживают, в нашем университете спасают малышей, которые весят 320 граммов и более. А вес самого маленького ребенка в мире, которого удалось выходить, составил 280 граммов.
Однако здоровый ребенок, который сможет получить образование и полноценно жить, вырастет только из новорожденного весом свыше килограмма, тогда как рожденные весом до килограмма могут иметь определенные нарушения развития или кровоизлияние в структуру головного мозга из-за недоношенности. Очень часто в начале такой беременности бывает угроза вынашивания плода. Не было бы эволюции, если бы природа на ранних этапах не освобождалась от особей, которые бы в последующем не могли выполнить своей функции. Но мы сохраняем эту беременность: научились этих детей вынашивать, рожать, а потом разбираться с их врожденными проблемами и затем лечить их.
- А вы лично приветствуете отказ от вынашивания проблемной беременности?
- Я многое в моей жизни не приветствую. Например, то, что в Казахстане и в целом на постсоветском пространстве разрушили педиатрическую службу, закрыли педиатрические факультеты в медицинских университетах: они остались только в России, возобновлены в Беларуси и возобновляются в Киргизии. В Германии тоже нет педфака. Но в Западной Германии, кроме бурого угля, нет и полезных ископаемых, а в Казахстане – вся таблица Менделеева. Не все, что было, было плохо. Например, в мою бытность студентом Карагандинского мединститута, где мы изучали целый ряд предметов, в том числе биохимию, биофизику, считалось, что институт переполнен кафедрами, которые дают абсолютно не нужные для будущего врача знания. После очередных реформаций многие дисциплины упразднили. Тогда, в студенческие годы, на кафедре биохимии мы уже занимались исследованием препаратов для защиты от лучевой болезни, в их числе цистеамин, который сегодня используют все армии мира.
Когда мы на Западе дошли до нового этапа развития – изучения заболеваний на уровне химических процессов, проходящих в клетках, – решено было ввести качественный и количественный анализ в физической и коллоидной химии, органическую химию, а не биохимию, в программу обучения.
- Медицинское образование в Германии является одним из лучших в мире. Доступно ли оно казахстанцам?
- Любой желающий может без проблем поступить на учебу в университет в Германии. Это бесплатно. Все решают только знания, в том числе и знание немецкого языка: оно должно соответствовать уровню Б2 и быть подтверждено сертификатом Гете-Института, представительство которого в Казахстане есть.
В среднем расходы на обучение составляют не более 500 евро в год, это значительно дешевле, чем в казахстанских вузах.
- Помогают ли высокий уровень образования и самой медицины обезопасить от болезней немецких детишек?
- Дети болеют везде. Здесь, в Казахстане, врачи лечат детей в рамках существующего уровня развития медицины, а в Германии – на уровне проблем глобализации. В мире очень много заболеваний – СПИД, сифилис, туберкулез, вирусные гепатиты, особоопасные инфекции (Вирус Эбола, сибирская язва) и человеческий папилломатозный вирус. Раньше они были в очагах заражения, где-нибудь в глубокой Сибири или в Африке, а сегодня из-за глобализации распространяются по всему миру. Естественно, все это отражается на здоровье. Кроме того, дети болеют болезнью телевидения: они сидят часами, подавляя в себе рефлексы организма – нарушая калообразование, стуловыделение, акты мочеиспускания… Очень рано – в 12-13 лет – начинают вести сексуальную жизнь, применять противозачаточные средства… Это лишает здоровья.
- Какие основные тенденции изменения здоровья детей можно выделить на сегодняшний день?
- Во всем мире дети рождаются все раньше и все с меньшим весом, но предел – двадцатая неделя – это однозначно предел природы и ниже него спуститься невозможно.
Вторая тенденция – синдром дефицита внимания. Раньше новорожденных пеленали, сегодня мы даем им свободу, и за счет этой свободы начинает больше развиваться то, что двигается. Дети отстают в развитии, в речи, увеличивается количество аутистов, а также детей, имеющих различные синдромы, например, синдром Аспергера, мешающий социализации.
- С чего следует начать родителям, если они хотят произвести на свет и вырастить здорового ребенка?
- Каждый должен отдавать себе отчет в том, что у нас есть наследственная информация, полученная от родителей и заложенная в генах. Вторым фактором, влияющим на здоровье будущего ребенка, является то, где и как мама выносила беременность. Одна и та же женщина родит разных по сути обмена веществ детей, выносив беременность в Центральном Казахстане, в пустыне, или в Северном либо где-то в Сибири. В Сибири детерминация обмена веществ будет направлена на то, чтобы организм сохранял тепло, расходовал его, а в центре Казахстана – на то, что он мог больше потеть и регулировать внутреннее состояние и т.д. Беременность, выношенная в других условиях, дает ребенку путевку в жизнь.
Следующий процесс важен уже в воспитании, он одинаков для жителей разных местностей. То, что записано в генах, должно претвориться в регуляторном аппарате и зеркально отобразиться в функции центральной нервной системы. Если левше тренировать правую руку, то у него в левом полушарии, откуда идет руководство этой руки, произойдет сбой. Он станет правшой, но искусственным.
Раньше детей повсеместно переучивали в школах, заставляя писать, «как положено». Сегодня известно, что лучше этого не делать.